Мурманск
!
5 °C

Конфликт исчерпан

Конфликт вокруг ареста в Баренцевом море судна "Неманский" можно считать исчерпанным. Об этом, в интервью нашему телеканалу, заявил атташе генерального консула России в Киркенесе Игорь Лапицкий. Он с первого дня конфликта следил за развитием событий и ока
14.01.2008, 11:46
28

Конфликт вокруг ареста в Баренцевом море судна "Неманский" можно считать исчерпанным. Об этом, в интервью нашему телеканалу, заявил атташе генерального консула России в Киркенесе Игорь Лапицкий. Он с первого дня конфликта следил за развитием событием и оказывал нашим рыбакам необходимую помощь.

"Норвежская сторона уже заявила, что капитан должен заплатить штраф. После этого судно сможет покинуть норвежские воды", - сообщил  Лапицкий.

Напомним, что траулер "Неманский", приписан к Калининграду. А вот все двадцать членов его экипажа - мурманчане. Судно стояло в порту Киркенес. Норвежцы разрешения на уход «Неманского» в Мурманск не давали. У них вызвали подозрения судовые документы.  Но 30 декабря капитан принял решение поднять якорь и выйти в море. Однако на полпути в Мурманск сломался главный двигатель, серьезные ожоги паром получил старший механик.

Вопрос стоял о жизни и смерти человека, и капитан принял решение позвать на помощь норвежцев. Те развернули спасательную операцию, забрали стармеха на борт вертолета и привезли в госпиталь. Сейчас его  жизни ничего не угрожает.

Норвежцы же объявили, что траулер-беглец арестован и должен вернуться в Норвегию.

5 января корабль береговой охраны отконвоировал «Неманский» в норвежский порт Вадсё. Пять дней длилось разбирательство. Все это время капитан судна Андрей Салмин хранил молчание, категорически отказываясь давать показания и интервью.

Интервью капитан Салмин согласился дать только нашему телеканалу «ТВ-21». Оно получилось достаточно откровенным. И это не удивительно. Ведь, по требованию норвежских инспекторов, штраф - 50 тысяч крон придется заплатить именно капитану.

Название "Неманский" сегодня знает вся Северная Норвегия. На причалы, где стоят российские корабли, местные жители приходят, чтобы посмотреть на очередного русского смельчака, который вздумал удрать от их береговой охраны.

Сами мурманские рыбаки ни героями, ни злодеями себя не считают. Говорят, что просто выполняли свою работу. Это был обычный рейс. Они даже рыбу не ловили. Уверяют, что просто перегоняли траулер из Норвегии в Калининград.

Капитан доказывает, что они не браконьеры и не нарушители госграницы. У них на руках были все документы, разрешающие судну находиться в этом районе моря. А виноваты во всем российские службы, которые выдали норвежцам неверную информацию.

Салмин показывает бумагу под грифом «ФСБ России». В документе, который наши пограничники отправили норвежцам, указано, что к порту Мурманск этот траулер не приписан. А вот запрашивать калининградский порт никто не стал. Норвежцы заподозрили, что "Неманский" этакий «летучий голландец» - на борту одна надпись, а на самом деле -  это совсем другой корабль.

Капитан парирует, что если бы у них документы были не в порядке, то судно из России бы не выпустили. Он уверяет, что они допустили единственное нарушение - вышли без лоцмана и не оповестили об уходе норвежцев. Погони, по его словам, про которую на весь мир раструбили инспекторы, не было. Корабль шел со скоростью всего пять узлов.

Пять суток капитан не давал показания. А норвежцы требовали скрупулезного отчета: когда, зачем и почему они ушли?

Впрочем, маршрут продвижения судна зафиксирован судовым компьютером. На экране видно, что задержание произошло даже не на спорной территории моря, а в восьми милях вглубь российской экономической зоны. То есть, по мнению капитана, норвежцы не имели права арестовывать "Неманский". Судьбой судна должны были заняться российские службы. Но те не оказали мурманским рыбакам помощи.

Весть о 50 тысячном штрафе, который предстоит теперь ему выплатить капитан Салмин воспринял как неизбежное.

Сейчас на борту Неманского находится 16 человек. Четверо уже уехали попутным транспортом  в Мурманск. Все рыбаки имеют возможность в любое время выходить в город. Словом, по заверению капитана, на борту все нормально.

В ближайшие дни в Вадсё должна приехать ремонтная бригада - подремонтировать главный двигатель, потом сюда наведается инспектор регистра. И, по мнению капитана, в ближайшие  две недели судно сможет покинуть Норвегию и отправиться в Калининград.

Экипаж пока волнует одно: как поведет себя собственник, не откажется ли выплачивать зарплату за неудавшийся рейс?