Мурманск
"
-5 °C

На атомном ледоколе «Ленин» за время эксплуатации произошли две аварии

Сегодня утром на причал у мурманского морского вокзала на вечный прикол был поставлен атомный ледокол «Ленин». Ряд российских СМИ сегодня сообщили, что на ледоколе не было ни одной аварии за время его эксплуатации. Однако, экологи придерживаются другого м
05.05.2009, 16:41
408

Сегодня утром на причал у мурманского морского вокзала на вечный прикол был поставлен атомный ледокол «Ленин». Это судно было заложено в 1956 году. «Ленин» стал первым в мире атомным ледоколом. Эксплуатацию «Ленина» прекратили в 1989 году после чернобыльской катастрофы.

Некоторые крупные российские СМИ сегодня сообщили, что на ледоколе не было ни одной аварии за время его эксплуатации. Однако экологи придерживаются другого мнения.

- Один из федеральных телеканалов вводит миллионы зрителей в заблуждение, - говорит Виталий Серветник, председатель экологической организации "Природа и Молодежь". - Ни военный, ни мирный атом не являются безопасными, аварии случаются и на кораблях, и на лодках, и на АЭС, ядерные отходы образуются также на всех предприятиях атомной промышленности даже в безаварийном режиме, а экономическая составляющая атомпрома вообще не выдерживает никакой конкуренции.

Экологическое объединение «Беллона» ещё в 2001 году опубликовало 120-страничный доклад «Атомная Арктика: проблемы и решения», в котором рассказывается о двух авариях на ледоколе «Ленин». Первая авария произошла в 1965 году, а вторая — уже два года спустя. После второй аварии ледокол был отбуксирован в залив Цивольки на архипелаге Новая Земля, где реакторная установка была снята с ледокола и затоплена в заливе.

Мы представляем вам для ознакомления выдержки из этого доклада.

«Первая авария случилась в феврале 1965 года, когда «Ленин» был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов. Во время выгрузки ОЯТ реактора №2 были обнаружены серьезные механические повреждения тепловыделяющих сборок, вплоть до отрыва части конструкций. На плавучую техбазу «Лепсе» выгрузили только 95 ОТВС после чего выгрузка была остановлена.

В процессе расследования причин деформации ОТВС было установлено — в результате ошибки, допущенной операторами, активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение (деформация в результате перегрева) примерно 60% тепловыделяющих сборок.

Было принято решение: оставшиеся 124 ОТВС выгрузить вместе с экранной сборкой и компенсирующей решеткой. Для этого в береговых условиях был изготовлен специальный защитный контейнер, в который поместили часть конструкции реактора вместе с ОЯТ. Содержимое контейнера заполнили твердеющей композицией на основе фурфурола.

Два года этот контейнер хранился на берегу и в 1967 году его погрузили на понтон, который отбуксировали к восточному побережью архипелага Новая Земля и затопили в заливе Цивольки.


Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. После плановой загрузки свежего ядерного топлива в один из реакторов ЯЭУ ледокола, была зафиксирована течь из трубопроводов третьего контура (контур охлаждения оборудования первого контура). Для выяснения места протечки требовалось вскрытие биологической защиты в реакторном отсеке.

Защита была изготовлена в виде сплошной заливки из бетона с металлической стружкой и не являлась разборной, поэтому работы выполнялись с помощью отбойных молотков. Это привело к тому, что в процессе работ были нанесены новые серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Вскоре стало ясно, что таким образом ликвидировать неполадки невозможно.

К этому времени уже появилась необходимость модернизации ЯЭУ, в конструкторских бюро был почти готов проект новой установки типа ОК-900. Неудачная операция по ремонту системы охлаждения стала одной из причин решения о полной замене ЯЭУ ледокола «Ленин». Требовалось удалить весь реакторный отсек, включая парогенераторы и насосы, весом около 3500 тонн.

На поврежденной установке ОК-150 один из реакторов уже был загружен свежим топливом. Было решено: извлечь все тепловыделяющие сборки, чтобы отправить свежее ядерное топливо на завод-изготовитель. Но внутренние и наружные поверхности сборок имели значительные уровни радиоактивного загрязнения, поэтому пришлось полностью разбирать все тепловыделяющие сборки на части из извлекать из них тепловыделяющие элементы (36 элементов в одной сборке). После этого элементы, содержащие необлученное ядерное топливо, дезактивировали в химических растворах, тщательно протирали и отправили на завод-изготовитель.

Из двух других реакторов также было выгружено ОЯТ на плавбазу «Лепсе». Внутренние полости реакторной установки ледокола заполнили твердеющей композицией на основе фурфурола. На корпусе судна и вокруг реакторной установки были сделаны необходимые разрезы и «Ленин» на буксире доставили в залив Цивольки (архипелаг Новая Земля).

Там провели окончательную подготовку к затоплению реакторной установки: в местах перемычек, на которых держалась вся конструкция, заложили взрывные патроны, после этого патроны были подорваны, конструкция отделилась от корпуса ледокола и затонула (глубина в заливе не превышала 40-50 метров)»


Доклад доступен .