Мурманск
!
-4 °C

Тайна острова Кильдин

Самая северная в мире мощеная дорога, филиал Красной площади. Что стало с теми, кто возводил на острове Кильдин "Золотой километр Рокоссовского".
21.07.2009, 20:15
704
Самая северная в мире мощеная дорога, филиал Красной площади. Что стало с теми, кто возводил на острове Кильдин "Золотой километр Рокоссовского".

Мы продолжаем серию репортажей с таинственного острова Кильдин. Экспедиция туда была организована Всемирным фондом дикой природы. Ее участники столкнулись на острове с немалым количеством загадок - это и уникальное озеро Могильное, и шестиметровые камни-сундуки, и брошенные ракетные шахты. А также прогулялись по самой северной в мире булыжной мостовой. В народе этот участок дороги называют "Золотой километр Рокосовского".

Остров Кильдин - небольшой. От западного берега до восточного - 20 киломеров. Но дорогу дорогой можно назвать лишь условно - грунтовка, разбитая тяжелой техникой, ямы, ухабы, лужи, ручьи. И вдруг, ни с того, ни с сего - участок булыжной мостовой. Камень к камню, по бокам тротуарная отсыпка и оборудованные стоки для воды.

"Золотой километр Рокоссовского" - одна большая загадка. Историки не могут дать ответ ни на один вопрос - кто построил эту дорогу, когда, и самое главное, зачем она нужна на острове.

"Золотой километр" - народное название. Собственно, тут и не километр - а 830 метров. Можно только представить, сколько труда было положено, чтобы построить дорогу тут, в заполярной глуши.

Разные исторические источники по разному объясняют, откуда и когда появилась эта дорога. Одни говорят, что строили ее после войны военные, другие утверждают, что булыжная мостовая - дело рук заключенных узников ГУЛАГа. Краевед Михаил Орешета занимается поиском отгадки "Золотого километра" уже тридцать лет. В середине 70-х ему удалось встретиться с человеком, который был на Кильдине и видел, как идет кильдинская стройка - мощных артиллерийских батарей и попутно - дороги.

- Как он рассказывал, секретность была колоссальная. Жили за колючей проволокой, гоняли как скот на работу, и обратно за колючую проволоку, - говорит Михаил Орешета.

Сколько их было, узников сталинского ГУЛАГа, теперь не узнать. Говорят, что на Кильдине с 1935 по 1938 годы было два лагеря - один женский. И, якобы, как раз женщины строили эту дорогу. Второй - мужской, где сидели офицеры Красной армии и генералы. И якобы именно они назвали "Золотой километр" в честь маршала Рокоссовского.

По словам Михаила Орешеты, лагерь на острове перестал существовать в 1938-м. Тех заключенных, кто выжил - не расстреляли, для них придумали более страшную смерть. Погрузили на две баржи и потащили в Баренцево море.

- Эти две баржи с политзаключенными дотащили до острова Колгуев и высадили людей на этот безлюдный остров. Все погибли. Сильнейшие съели слабейших, - говорит Михаил Орешета.

От лагеря на острове Кильдин почти ничего не осталось. Только батареи, построенные заключенными, да "Золотой километр Рокоссовского" - вечный памятник сталинскому ГУЛАГу.