Мурманск
!
1 °C

Колониальный режим

В Мурманской области введена новая мера пресечения для лиц, находящихся под следствием - домашний арест
09.06.2012, 20:05
37

В Мурманской области введена новая мера пресечения для лиц, находящихся под следствием - домашний арест. Людей, дожидающихся суда, и не опасных для общества теперь не будут держать в следственных изоляторах за решеткой.

Кроме того, в исправительных колониях особого, строго, общего режимов, в колониях-поселениях содержится без малого шесть тысяч человек.

Исправительная колония особого режима - единственное место в области, где на четыре квадратных метра жилой площади приходится как минимум один уголовник со стажем. В воздухе здесь чувствуется напряжение с того самого момента как пересекаешь демаркационную линию - КПП.

Убийцы, грабители, мошенники и воры всех мастей передвигаются по территории строго под конвоем: они живут в бараках, носят тюремную робу, имеют право два раз в год видеться с родными.

Вообще, особый режим на то и особый, чтобы максимально оградить осужденных от внешнего мира. Ежедневная трудотерапия на швейном производстве определяет распорядок дня. За малейшие нарушения дисциплины - камеры и никаких привилегий.

Как ни странно, но охранять матерых уголовников легче, чем работать с «первоходами» - так называют тех, кто попал за решетку впервые. Сотрудники колонии считают, что лица с неоднократными судимостями - более организованные, а главное - предсказуемые.

На соседнем участке, буквально за забором - колония строго режима. Уже на входе чувствуется послабление: по территории ходят люди с метлами и перегоняют талую воду из лужи в ближайшую канализацию.

Осужденные строго режима могут расходовать на свои нужды чуть более 9 000 рублей в месяц. Кроме того, в отличие от особого режима, они четыре раза в год видятся с родными, получают больше посылок и передач.

Аскетичная обстановка жилых помещений - торжество порядка и дисциплины. На спинках кроватей - спецтаблички с фотографиями осужденных и номерами статей, по которым они отбывают наказание. Только комнатные цветы создают иллюзию уюта.

Колючие взгляды убийц, грабителей и наркоманов соседствуют с живым интересом. Завидев камеру, многие осужденные отводят глаза. Но есть и такие, кто готов рассказать об условиях содержания. В колонии действует, так называемая система социальных лифтов.

Труд - лучшее средство от дурных мыслей. В казенных заведениях, как правило, с рабочими местами туго. Однако некоторым удается найти себе применение, например, на свиноферме. Хозяйство - небольшое, но свое. Всего - одиннадцать свиноматок и десяток поросят.

Больничный блок - место, куда стремится попасть любой осужденный. Тем более, если он отбывает наказание в условиях строгого режима. На территории колонии - единственная в области стационарная больница. Туберкулезно-легочное и хирургическое отделения рассчитаны на 260 мест.

Самое распространенное заболевание - туберкулез. Но в последнее время, с ростом числа наркоманов, появились ВИЧ-инфицированные. В хирургическом отделении осужденные свободно передвигаются по коридорам и ходят на процедуры к врачам. Здесь свой, больничный режим.

Колония-поселение - один из самых гуманных видов отбывания наказания. В основном сюда попадают за незначительные преступления, например, за ДТП или неуплату алиментов. Максимальный срок наказания - четыре года. В колонии-поселении осужденные содержатся без охраны, но под надзором. Мужчины и женщины живут в разных блоках и от подъема до отбоя свободно передвигаются по территории. Случается, вступают в брак и заводят детей.

Осужденные носят гражданскую одежду. Им разрешается без ограничений получать передачи и видеться с родными. В общежитиях комнатного типа есть телевизоры, кухня, помещения для личных вещей и продуктов.

Отбывая наказание, поселенцы, у которых есть документы, ездят на работу за границы колонии. На механическом заводе они в основном убирают территорию и вывозят мусор. Как всем рабочим, им положен обеденный перерыв.

Сегодня власти пытаются перестроить систему исполнения наказаний. Суть реформы сводится к тому, чтобы разграничить осужденных по степени опасности и морального разложения. Приблизить условия содержания к европейским стандартам.

Для глобальной перестройки внутренних помещений в мурманских колониях уже почти все готово.

Постепенно они оснащаются видеокамерами и биометрическими системами контроля-управления доступом. Понятно, что подобные работы требуют немалых финансовых вложений. Но, как обычно, не хватает денег.