Экскурсия по Мурманску

<p><strong>Когда был основан Мурманск? Как развивался и строился город?</strong></p>

Когда был основан Мурманск? Как развивался и строился город? Почему фашисты до основания разрушили столицу Заполярья, но так и не смогли ее завоевать - ответы на эти и другие вопросы получили студенты «Летнего университета» Кольской ГМК, которые посетили город с экскурсией. Вместе с ребятами на автобусе проехала и наша съемочная группа.

Ребята, которые приехали на производственную практику в Кольскую горно-металлургическую компанию из разных уголков страны, увидели самые интересные места столицы Заполярья и познакомились с историей города. Проехав по Кольскому мосту, автобус пересек город с юга на север и направился к музею Северного флота. Уже в дороге некоторые студенты поделились своими ожиданиями. Руслан Фарнеев - впервые на Севере. Он приехал из Владикавказа, работает дорожно-путевым рабочим на втором участке рудника «Каула-Котсельваара» в Никеле. Говорит, самое необычное на Кольском полуострове - это полярный день. Молодому человеку было непросто привыкнуть к тому, что за окном светит солнце практически двадцать четыре часа в сутки.

Руслан Фарнеев: «Я первый раз в этом городе. Хотел бы узнать больше о Мурманске. Посмотреть достопримечательности. Узнать больше о его истории. В принципе все».

Музей Северного флота - одно из старейших культурно-образовательных учреждений города. Открытый в 1946 году, он насчитывает более 65 тысяч единиц хранения. Среди экспонатов - личные вещи моряков и летчиков, фотоматериалы и документы, навигационные карты и художественные полотнища, боевые орудия и глубинные бомбы. Экспозиции музея размещаются в десяти залах на трех этажах общей площадью 1200 квадратных метров. Здесь можно проследить историю развития Северного флота с Петровской эпохи до наших дней.

Максим Серебряков - студент Горного университета из Санкт-Петербурга. Практику проходит в плавцехе на промышленной площадке Кольской ГМК в Никеле. По словам Максима, исторические реконструкции мурманского музея Северного флота произвели на него по-настоящему сильное впечатление, в этом месте действительно испытываешь гордость за тех, кто воевал с врагами во время самой страшной войны в истории человечества.

Максим Серебряков:
«Когда заходишь в это здание, чувствуешь гордость за то, что помнят до сих пор и поддерживают память и внушают нашему поколению, чтобы не забывали своих предков, кому мы обязаны, можно сказать, жизнью».

В музее Северного флота история тесно переплетается с современностью. Поэтому студенты не могли обойти вниманием события, связанные с трагической гибелью атомной подводной лодки «Курск». Сначала ребята внимательно выслушали экскурсовода, а затем задали вопрос, ответ на который интересует многих. «Каковы причины гибели «Курска»?» - «Существует много предположений, но главная причина, установленная комиссией, в том, что произошел взрыв торпеды, по какой-то причине. Из-за которой сдетонировал весь торпедный запас».
 
Александр Филатов - еще один студент Горного университета из Санкт-Петербурга. После окончания третьего курса он с радостью поехал на производственную практику. Сейчас работает электромонтером в плавильном цехе Кольской ГМК в Никеле. Александр уже отметил для себя все преимущества работы в компании и оценил неповторимые красоты северной природы.

Александр Филатов: «Впечатления у меня просто ошеломляющие. Мне так нравится. Я приехал как будто на курорт, честное слово. Да, потому что организация, действительно, серьезная. Отвечает за все свои обещания. Все соблюдает. Мне все очень нравится. Нравится Север. Я сам с Севера родом. Мне очень тут понравилось. Очень богатая история у Севера. Все очень красиво. Природа замечательная просто».

После теоретического курса истории в музее, студентов Летнего университета Кольской ГМК ждал сюрприз: они отправились на атомоход «Ленин» - первенец советского атомного флота. Ледокол - легенда, первый в мире образец использования атома в мирных целях, предстал перед ними во всей красе. Три с лишним десятилетия этот корабль выполнял сложнейшие рейсы в Арктику, водил караваны по трассе Северного морского пути. Но на смену ему пришли новые, более мощные атомоходы, дедушку «Ленина» списали, а в конце 90-х годов прошлого века едва не отправили на иголки. Вмешался экипаж, ветераны флота, общественность. Был создан фонд спасения атомохода. В 2008 году возле причала Мурманского морского вокзала провели специальные работы по углублению дна, а затем установили ледокол на вечную стоянку. Теперь это музей. Первым делом всем посетителям здесь показывают столовую, которая также служила для экипажа кинотеатром.

После посещения столовой-кинотеатра студенты спустились в машинное отделение и познакомились с устройством парогенераторов. Затем им показали медицинский блок и провели на капитанский мостик. Но больше всего ребят заинтересовал отсек, где когда-то находился атомный реактор. Источник атомной энергии они рассмотрели сквозь защитное стекло, расположенное в нескольких метрах от реактора. Светлана Матвеева - студентка Мурманского технического университета - будущий энергетик. Она проходит практику в цехе электро- и энергоснабжения Кольской ГМК в Никеле. Занимается обработкой данных счетчиков различных энергоустановок. У нее атомный реактор вызвал профессиональный интерес.

Светлана Матвеева: «Интересно на самом деле на «Ленине». Было интересно посмотреть устройство реактора, мне как будущему энергетику это пригодится. Турбину паровую, то есть очень интересно на самом деле».

Антон Слепых - также учится в Мурманском техническом университете. Работает электромонтером в плавильном цехе Кольской ГМК в Никеле. Занимается проверкой и ремонтом действующего электротехнического оборудования. Устройство первого в мире атомного ледокола рассматривает с точки зрения инженера.

Антон Слепых: «Непосредственно атомная подстанция, турбины, редукторы все такое, все рабочие подвижные части».

После ледокола «Ленин» ребята отправились на обзорную экскурсию по городу. Им рассказали о первоначальном плане застройки Мурманска, показали центральную городскую площадь, памятный крест, установленный в честь покровителя всех мореплавателей - Святого Николая. Далее студентов ждал мемориальный комплекс, посвященный защитникам Заполярья. Мурманский Алеша впечатляет своими размерами. Вместе с постаментом его высота составляет 44 метра. Он был установлен в 1974 году на месте дислокации зенитной батареи, некогда оборонявшей город от немецких самолетов. Лиина Бугрова - экскурсовод, который весь день провела со студентами «Летнего университета». Она не могла не отметить их пытливый ум и постоянное желание узнавать что-то новое.

Лиина Бугрова: «Это вторая экскурсия, которую я провожу со студентами «Летнего университета» Кольской ГМК. В прошлую субботу были студенты из Мончегорска, а сегодня студенты из Никеля. Я думаю, что им очень понравилась экскурсия, ну а мне, со своей стороны, приятен их интерес».

Поездка студентов в Мурманск закончилась в океанариуме. Они увидели увлекательное выступление арктических тюленей и морских зайцев. Зарядились позитивными эмоциями, которые пригодятся им в будущем для успешного решения производственных задач.

Новости наших партнёров

X