Эхо войны

<p><strong>68 лет назад они не вернулись с боя. 17 октября 1944 года четверка самолетов ЛА-5 прикрывала аэродром Луостари</strong></p>

68 лет назад они не вернулись с боя. 17 октября 1944 года четверка самолетов ЛА-5 прикрывала аэродром Луостари. Развернутые по фронту боевые машины атаковали в небе более десятка «юнкерсов». Из того боя на базу не вернулись два советских самолета. Пилотов удалось опознать лишь спустя шесть десятилетий после гибели. Сегодня мы продолжаем рассказ о том, как поисковики из отряда «Петсамо» восстанавливают память о героях, и какие находки еще таит в себе печенгская земля. Репортаж наших корреспондентов: Максима Попова и Андрея Брички.

Тайну гибели двух ЛА-5 суровый северный край хранил долгие годы. Пока в 2009-ом поисковый отряд «Петсамо» из Заполярного не обнаружил на месте падения самолетов останки одного из летчиков. По сохранившимся фрагментам боевых машин с заводскими номерами, а также по найденным на месте орденам Красного Знамени и Красной Звезды, удалось установить имена пилотов. Ими оказались лейтенанты Сергей Александрович Ефремов и Михаил Семенович Родионов.

Михаил Дроздов: «Кобура вот его, а самого летчика не нашли. Там разброс большой, там долгое время надо искать. Вот мы в этом году собираемся туда попасть. В принципе, номер самолета уже установили, чтобы хоть что-нибудь перезахоронить. Обычно, если мы кого-то устанавливаем, то в Заполярном хороним, а тех, кого не установили, в Долину Славы отправляем».

Михаил Дроздов - один из участников отряда «Петсамо». Вообще, он работает электрослесарем на руднике «Северный» Кольской ГМК, а вот в свободное время уже более десяти лет занимается поиском погибших воинов. Как говорит, ведет эту работу по зову сердца. Ведь война не обошла стороной и его семью тоже.

Михаил Дроздов: «Потому что у меня два деда на войне погибло, из-за этого тоже. Одного деда установили, он в госпитале умер, поэтому и место известно. А второй дед погиб в 1941 году, даже неизвестно где, без вести пропавший».

Самолет ЛА-5 - сильнейший истребитель воздушного боя времен Великой Отечественной войны. Основой материала для изготовления самолета служила сосна. Именно эта находка конструктора Семена Лавочкина позволила наладить серийный выпуск самолета в самом начале войны в дали от источников алюминиевых руд. В боях ЛА-5 показал себя живучей машиной, способной вернуться на аэродром базирования с фюзеляжем, напоминающим «решето».

Как стало известно позднее, лейтенанты Ефремов и Родионов были не только боевыми товарищами, но и настоящими друзьями. Вместе проводили время в короткие промежутки между вылетами, вместе атаковали немецкие поезда. Вместе и погибли, защищая Заполярное небо. Вот выписка из наградного листа лейтенанта Сергея Ефремова:

«12 июня 1944 года, выполняя задание по разведке передвижения войск противника на перегоне севернее станции Свирь, обнаружили движущийся в сторону фронта эшелон из 40 вагонов и 2 цистерн. Двумя атаками Сергей Ефремов и Михаил Родионов вывели из строя паровоз, после чего последующими атаками - весь состав».

В итоге за два сбитых в групповом бою самолета, уничтожении 15 автомобилей, склада горючего, порядка 60 солдат и офицеров, а также за 32 боевых вылета за линию фронта, Сергей Ефремов был удостоен ордена Красной Звезды. Найденная награда с сохранившимся номером и позволила впоследствии установить личность летчика. А вот тело его боевого товарища Михаила Родионова до сих пор не нашли. Эта основная задача отряда «Петсамо» на этот поисковый сезон.

Новости наших партнёров

X