Мурманск
!
1 °C

Экология и крупный бизнес: как снизить воздействие на окружающую среду?

Эта важная для нашей страны тема обсуждалась на заседании круглого стола в пресс-центре медиахолдинга РБК
09.10.2012, 19:50
16

Эта важная для нашей страны тема обсуждалась на заседании круглого стола в пресс-центре медиахолдинга РБК.

Оценить экологическую составляющую экономики предприятий гости студии попытались на примере конкретной компании - «Норильский никель», которая заключила беспрецедентное соглашение с контролирующим органом - «Росприроднадзором».

Правовой прецедент был создан в 2010 году по инициативе тогда ещё премьер-министра России Владимира Путина. Во время своего визита в Норильск он высказал идею преобразования российского законодательства в области экологии.

Александр Малышевский, руководитель Научно-технического совета «Росприроднадзора»: «Он обратился в «Росприроднадзор» с тем, чтобы было подписано соглашение между контролирующим органом, который вменяет штрафные санкции за окружающую среду, и промышленным предприятием. В рамках существующего российского законодательства это сделать было нельзя. Потому что контролирующие органы не имеют права подписывать с хозяйствующими субъектами никаких отношений: есть закон, нарушили - пожалуйста, штрафные санкции, существует соответствующий круг проверок. Премьер пошел на то, чтобы преодолеть эту норму своим решением, - было выпущено соответствующее распоряжение правительства РФ, и «Росприроднадзор» и "Норильский никель" подписали соглашение о взаимодействии, связанное с тем, что приостанавливается система административного воздействия, начинает работать режим диалога, с ежеквартальным отчетом. До 2013 г. мы должны получить положительную динамику воздействия на окружающую среду».

Этот прецедент должен был иметь большие экономические последствия. Не случайно, что по характеру этого соглашения было проведено совещание у тогдашнего заместителя Председателя Правительства Игоря Сечина.

Он предложил распространить документ на всю металлургическую промышленность страны, где, как известно, большие экологические проблемы.

Александр Малышевский, руководитель научно-технического совета «Росприроднадзора»: «Началась эта системная, очень большая работа, в которой участвовал "Норильский никель", и он остался один, потому что ни одно металлургическое производство идею правительства РФ не поддержало. Потому что это соглашение было развернутое, рамочное, оно ушло во все промышленные предприятия за подписью И. Сечина. И все металлургические предприятия это соглашение опротестовали и сказали, что они подписывать его никогда не будут, то есть "Норильский никель" остался сам по себе, потому что продолжает существовать в рамках этого соглашения».

Сегодня «Норильский никель», по-прежнему, единственная в России промышленная компания, которая пытается выстраивать с контролирующим органом нормальные плановые отношения, взяв на себя обязательства по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Компания проводит модернизацию производства, внедряет новые технологии, реализует проекты в природоохранной сфере. И вся эта работа, что называется, постоянно на виду.

Константин Машкович, начальник управления экологического регулирования ГМК "Норильский никель"
: «И поэтому для нас это соглашение является как бы трибуной для взаимодействия. Во-первых, мы отчитываемся каждый квартал перед «Росприроднадзором». Мы проводим конференции в Норильске. Один из итогов могу показать - два сборника, которые идут к конференции: за 2010 г. и 2011 г., последняя конференция прошла в сентябре 2012 г. Были очень интересные доклады. И это один из итогов нашей такой зримой работы».

Соглашение действительно может служить отправной точкой для реформирования всего законодательства в области экологии.

А пока в нашем законодательстве существует много пробелов, неясностей и нестыковок, - в этом сошлись все участники круглого стола. Кроме того, злые языки пытаются искать в этом важном экологическом диалоге двойные стандарты и мнимые выгоды.

Константин Машкович, начальник управления экологического регулирования ГМК "Норильский никель": «На самом деле, это соглашение совершенно не касается разрешительной деятельности. То есть, лицензии, разрешения на выбросы, договоры на объекты мы получаем совершенно независимо от того, участвуем мы в этом соглашении или нет. То есть, это более детализированный контроль за нашей деятельностью и неформальный контроль, то есть контроль, не предусмотренный законодательством. Ну и что? Это европейский стиль работы».

Такой европейский стиль работы уже приносит результаты. «Росприродназдор» подтверждает, что «Норильский никель» выполняет взятые на себя обязательства и планомерно снижает воздействие производства на окружающую среду.

А вот когда последуют его примеру другие предприятия металлургической промышленности нашей страны? Этот вопрос, по мнению участников круглого стола, пока остаётся без ответа.