В этом году вместе с преподавателями в Печенгском районе собрались более семидесяти школьников со всего Кольского полуострова и соседней Норвегии.
Участники посетили производственную площадку «Кольской ГМК» в Заполярном и провели полевые работы близь плавильного цеха в Никеле. Подробности в материале наших корреспондентов: Максима Попова и Андрея Брички.
Рекультивированные земли в районе поселка Никель неподалеку от плавильного цеха. Несколько лет назад волонтеры здесь посадили деревья. Они прижились и уже сейчас постепенно готовятся к зиме.
Пожелтевший мышиный горошек, красноватые иван-чай и клевер, двухгодовалая ива - все эти растения предмет наблюдения школьников из России и Норвегии. Ребята фиксируют их местоположения, при помощи рулетки измеряют высоту стебля и площадь листа. В дальнейшем эти данные станут основой для написания отчетов и составления презентаций о фенологических изменениях на территории Печенгского района.
Марина Трусова, заместитель директора заповедника «Пасвик»: «Фенология стран северного Калотта - это долгосрочный проект, который изначально планировался для того, чтобы в нем участвовали представители из России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Он существует уже 13 лет, но пока в нем активно работают только наши российские школьники и учителя и норвежские. За эти 13 лет у проекта, конечно, сложились свои традиции. Он узнаваем. Существует в рамках российско-норвежской смешанной межправительственной комиссии по охране окружающей среды».
Этот участок земли, иначе биотоп, ученые-экологи определили как бывшую техногенную пустошь, а ныне рекультивированные земли. Кроме них школьники из России и Норвегии проводили свои исследования в смешанном лесу, на болотах, на территориях бывших сельскохозяйственных угодий. Самое интересное, по мнению организаторов, понять, что именно растет на этих биотопах и какова динамика появления здесь новых растений.
Марина Трусова, заместитель директора заповедника «Пасвик»: «Ребята мотивированы заниматься такой работой, подготовлены. Они все со своими учителями. И принцип работы - это все-таки смешанность групп. Вы посмотрите, поначалу не очень получалось. Но сейчас российские и норвежские ребята очень хорошо начинают находить общий язык и работают вместе. Ежегодно кроме этой постоянной работы по наблюдению и рефиксации фенологических данных они дважды собираются. И традиция такова, что в начале года собираются учителя и где-то к сентябрю готовится большой семинар, когда приезжают и дети, и их учителя».
За тем как школьники проводят свои полевые исследования внимательно следят преподаватели. В основном, это учителя биологии, химии, географии, как с российской, так и с норвежской стороны. Ян Ивар Нудсен уже третий год подряд принимает участие в проекте. За это время он познакомил с азами фенологии ребят из разных районов Северного королевства. Набрался опыта у российских коллег.
Ян Ивар Нудсен, преподаватель из Норвегии: «Мне очень нравится этот проект, который работает уже на протяжении многих лет. Прежде всего, мне нравится, что у нас есть возможность привлечь сюда учащихся, которые выполняют задания наряду с учителями и потом у нас есть возможность обменяться опытом».
Полевые исследования - только часть экологического проекта «Фенология северного Калотта». Помимо этого участников из России и Норвегии ждали увлекательные экскурсии в Трифонов-Печенгский монастырь и на базу заповедника «Пасвик» в Раякоски. Именно там, среди вековых деревьев, они должны будут подвести итоги работы за четыре дня.
Данил Данилов, школьник из Норвегии: «Мы смотрим? какая здесь натура. Смотрим, как люди живут в Никеле. Какие различия существуют между Норвегией и Россией».
Полина Росчева, школьница из России: «Я лучше стала знать растения, занимаюсь научной работой по фенологии».
Напомним, для того, чтобы в сентябре этого года школьники из России и Норвегии смогли встретиться на территории Печенгского района, в марте была проведена специальная конференция.
Тогда участникам международного семинара была представлена книга «Кольская ГМК - влияние на наземные экосистемы». В её основу легли результаты исследований, накопленных и заповедником «Пасвик», и другими независимыми экологическими организациями, за последние пять лет.
Графики, чертежи, факты, история - все, для того, чтобы объективно понимать экологическую ситуацию.