Китайский бизнес идет в Арктику

<p>Один из китайских магнатов заинтересовался покупкой территорий в Арктике. Занимающийся недвижимостью миллиардер Хуан Нубо намерен приобрести 216 кв. км архипелага Шпицберген, расположенного 800 км севернее от материка, сообщает Associated Press.</p>

Один из китайских магнатов заинтересовался покупкой территорий в Арктике. Занимающийся недвижимостью миллиардер Хуан Нубо намерен приобрести 216 кв. км архипелага Шпицберген, расположенного 800 км севернее от материка, сообщает Associated Press.

Земли, на которые обратил внимание Хуан Нубо, принадлежат состоятельной норвежской семье и были выставлены на продажу несколько недель назад. Этот участок, превышающий, как отмечают китайские СМИ, остров Гонконг почти в три раза, является одним из двух частных землевладений на территории архипелага и расположен вблизи от поселения Лонгйир. В планах магната — строительство зимнего курорта для богатых путешественников.

Впрочем, миллиардер может преследовать не только свои личные инвестиционные интересы.

КНР уже долгое время демонстрирует свою заинтересованность в Арктике, а за официальным Китаем в регион пытаются попасть и китайские компании.

Приобретение владений на Шпицбергене может быть выгодным как раз потому, что архипелаг расположен недалеко от Северного морского пути. Данный маршрут, который весьма интригует как Китай, так и китайские компании, позволяет сэкономить две недели пути и значительно сократить затраты на логистику. В сентябре прошлого года китайское грузовое судно «Юншэн» совершило первое пробное путешествие по этому пути, которое закончилось успешно.

Интерес Китая к Северному морскому пути объясняется и наличием территориальных конфликтов в Южно-Китайском море, рассказывает эксперт. «При возможном военном конфликте из-за Парасельских островов и архипелага Спратли (отношения между Китаем и странами Южно-Китайского моря сейчас достаточно напряженные) для Китая закрывается очень большая территория, — говорит Усов. — Закрывается Малаккский пролив, существует вероятность того, что может закрыться и Индонезия, а это означает потерю очень важных для Китая торговых маршрутов». По этой причине Китай находится в активном поиске альтернативных торговых маршрутов, подытоживает эксперт, а Северный морской путь может стать реальной альтернативой южным торговым маршрутам.

По последним данным, КНР занимает 2-е место в мире по потреблению нефтепродуктов с показателем в 10,22 млн баррелей в день (в 2012 году), также страна является крупнейшим импортером нефти в мире после США. Доля импортированной нефти в общем объеме потребления составляет почти 60%. Не лучше в Китае обстоит ситуация и с другим ресурсом – природным газом. По его потреблению КНР занимает 4-е место в мире с показателем в 143,8 млрд куб. м в год. Доля импортированного газа постоянно увеличивается, в 2012 году она составила 25,5% против 21,8% в 2011 году.
При этом большая часть ресурсов проходит именно через Южно-Китайское море в общем и Малаккский пролив в частности — на этот торговый маршрут приходится 75% импортируемой нефти и практически все зарубежные поставки СПГ в Китай.

Альтернативным морским путем в данном случае становится Северный морской путь, по которому китайцы смогут как вывозить свои товары, так и обеспечить себя поставками необходимых ресурсов.

Также в перспективе Китай могут интересовать и ресурсы Арктики. В то время как различные страны спешат заявить о своих правах на ресурсы региона, КНР тоже стремится показать большой интерес к Арктике, пишет The Washington Post.

Однако строительных технологий, которые были бы протестированы в подобном климате, у Китая пока нет.

В России же такие технологии существуют не первый десяток лет и активно используются российскими компаниями, которые работают в арктических условиях, — «Газпромом», «Роснефтью» и «Норникелем».
Например, расположенный за полярным кругом Норильск является уникальным в плане практического строительного, инженерного, научного опыта, полученного архитекторами и строителями. Это один из крупнейших городов, построенных в условиях вечной мерзлоты.

Его население составляет более 170 тысяч человек, при этом в городе больше тысячи многоэтажных домов. Например, в Анкоридже, столице Аляски, нет домов выше трех этажей, в то время как в Норильске строили 12-этажные здания. Строительство этих домов велось методом свайного фундирования, когда в мерзлоту специальными канатными станками вколачивают сваи, на которые потом кладут ростверк будущего дома.

Китай в прошлом году получил статус наблюдателя в Арктическом совете, в который входят Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Канада, Финляндия, Россия и США, что стало причиной открытия Китайско-Североевропейского центра арктических исследований в Шанхае в декабре 2013 года.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X