Тонны кораблей и затонувших причалов. Кольский залив очищают от советского наследия

Генеральная уборка Кольского залива. В минувшую субботу, в Губе Ретинской со дна подняли первые затопленные суда. На мероприятии присутствовали все причастные к этому долгожданному событию, в Мурманскую область по этому случаю прибыл министр природных ресурсов и экологии России - Сергей Донской.

Генеральная уборка Кольского залива. В минувшую субботу, в Губе Ретинской со дна подняли первые затопленные суда. На мероприятии присутствовали все причастные к этому долгожданному событию, в Мурманскую область по этому случаю прибыл министр природных ресурсов и экологии России - Сергей Донской.

52 судна на береговой линии и ещё 50 судов на глубине. Такое, в кавычках богатство, долгие годы хранил в себе Кольский залив. Первые два этапа были выполнены в прошлом году. Это осмотр залива и разработка плана действий.

Владимир Хандобин, руководитель проектного офиса ликвидации ядерного наследия Арктики ФГУП «РосРао»: «Поиск проводился на глубинах до 20 метров водолазами, вот стоит водолазная станция. На глубинах более 20 метров - гидролокаторами бокового обзора. Это очень длительная процедура. За время обследования буксир прошёл по акватории 4650 километров».  

Результат обследования шокирует - дно Кольского залива завалено хламом. Иначе, рыбацкие суда, потрёпанные временем, назвать нельзя. Итог инспекции - 102 судна. Но в масштабах России цифры в разы больше. Программа «Чистая страна» только началась, а в реестре уже более двух тысяч судов, которых неминуемо ждёт такая же участь - поднимут и отправят на утилизацию.

Сергей Фокин, директор Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды:
«Там разные объекты. Много объектов министерства обороны, очень много осталось от метеостанций, от маяков, есть и бытовой мусор. Мы должны вместе это делать. Есть вещи, которые регион сам должен выбирать. А есть глобальные объекты, где убирать мы должны вместе, с участие федерации».  

И вот старт. Подъём первого судна. В Губе Ретинской находится 13 объектов. Два из них подняли за один заход.

Судьба ржавых судов, казалось бы - очевидна, «на иголки». Но нельзя, прежде - нужно отыскать хозяина. Условие контракта - к утилизации можно приступить только после установления владельца судна. Если собственника найдут, то ему предъявят штраф, деньги пойдут в федеральный бюджет.

Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии России: «То, что мы сейчас делаем здесь и на Дальнем Востоке, это очень важное а капиталоёмкое дело, но важное для экологии.
Проект по очистке Кольского залива получил федеральное финансирование в размере 50 миллионов рублей».

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: «Мы сейчас говорим о развитии мурманского транспортного узла, о развитии судоходства, северного морского пути. Кольский залив должен быть образцовой акваторией, чтобы сюда приходили инвесторы, развивали инфраструктуру. По берегам Кольского залива много хлама осталось. Сегодня лиха беда - начало, первый пошёл».

На пирсе присутствуют и экологи. После каждого подъёма судна они будут брать пробы воды в заливе.

Оксана Чаус, начальник мурманского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «За последние годы изменений нет, Кольский залив у нас относится к водоёмам малозагрязнённым. Ухудшений нет, пока стабильно».  

Исполнитель работ - предприятие «РосРао». Опыт на Кольском Севере для них тоже волнительный. Ранее с подобными проектами не приходилось работать.

Владимир Лузин, генеральный директор ФГУП «РосРао»: «И сейчас включаемся в экологические программы, имея уже наработки для выполнения таких сложных задач. Я думаю, что это будет очень полезным и мы будем его тиражировать».

Поднять судно со дна - очень дорого. Навести полный лоск в заливе сразу не получится. Чтобы очистить дно от советского наследия потребуется, по оценке специалистов, 8-10 лет.

Архив новостей

X