Для достижения эффекта налажено взаимоотношение с гидрометеорологической службой, разработан порядок действий на случай неблагоприятных метеорологических условий и определен перечень соответствующих организационно-технических мероприятий.
Даже за допустимым — то есть разрешенным государством —количеством выбросов в компании налажен постоянный контроль. Особое внимание уделяется в дни неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), которые способствуют накоплению загрязнений в воздухе в приземной зоне. К этой категории метеоусловий в данном случае относятся штиль, высокая влажность, значительные среднесуточные перепады температур и так далее. В зависимости от характера НМУ в компании вводят различные технологические режимы. Они предусматривают снижение количества задействованного оборудования и его мощности вплоть до полной остановки производства. Оперативно принимать решение позволяют результаты мониторинга состояния атмосферного воздуха.
В Мончегорске, Никеле и Заполярном стационарные станции контроля есть как у Кольской ГМК, так и мурманского Росгидромета. Между ними достигнута договоренность об обмене данными, что позволяет довольно быстро реагировать на изменение погодных условий. Эти станции круглосуточно в автоматическом режиме каждые 20 минут отбирают пробы, анализируют их и передают результаты в гидрометеослужбу, а та в свою очередь делится ими с КГМК.
— Для нашего предприятия законом установлен норматив ПДК по диоксиду серы 0,5 мг/м³ - после накопления такой концентрации в воздухе необходимо принимать меры реагирования на производстве. Однако мы хотим свести к минимуму случаи превышения, и потому стараемся работать на упреждение. В частности, порог реагирования для себя снизили до 0,35 мг/м³. Уже при достижении этого показателя вводили первый режим реагирования, при котором мы снижали мощность, меняли режим работы металлургических агрегатов, - рассказал Kn51 главный специалист производственного управления департамента по производству КГМК Андрей Лопатин. - В этом году мы пошли еще дальше и приняли решение, что при данном уровне концентрации мы сразу вводим третий режим реагирования, то есть практически сразу останавливаем производство. Конечно, при существующем плане по производству готовой продукции - никелю, меди, кобальту - мы сами себя ограничиваем, но главное - нормальная обстановка в городе, где живут люди, в том числе и наши работники и их семьи.
Данное решение закреплено в сводном документе, который разработали в компании на случай неблагоприятных метеоусловий. В нем же регламентируется деятельность экспертной группы на мончегорской площадке. При поступлении информации о превышении ПДК она выезжает в город и оценивает ситуацию на месте.
— В основном информацию об ожидающихся неблагоприятных погодных условиях компания получает от службы Росгидромета, — рассказал начальник отдела экологической безопасности Кольской ГМК Михаил Шкондин. - Но бывает и так, что оповещения нет, но поступает сигнал от горожан, жалующихся на запах в жилой зоне. Тогда в город выезжает наша экспертная группа. Маршрут ее следования пролегает в основном по границе санитарно-защитной зоны города и там, где находятся посты контроля состояния атмосферного воздуха нашей компании и Росгидромета. В конце объезда группа докладывает начальнику смены производственного управления о своих наблюдениях, на основании которых принимается соответствующее решение - вводить режим реагирования на НМУ или нет. Могу сказать, что ни одна жалоба населения не остается без нашего внимания. Задача компании - не только производить продукцию, но и жить в гармонии с природой.
Справедливости ради стоит отметить, что не только металлургическое предприятие является источником выбросов в Мончегорске. Один из них, причем практически стихийный — гаражи. В холодное время года автомобилисты топят их чем попало, запах продуктов горения распространяется на близлежащие кварталы и также становится причиной жалоб горожан. Понять людей можно, ведь им не важно, откуда берутся неприятные выбросы. Но если по вопросу 12 контроля за деятельностью комбината между сами предприятием, надзорными структурами и городской администрацией налажено взаимодействие, то ситуация с гаражами по факту неуправляемая, и уповать можно только на сознательность самих владельцев авто.
Источник: http://kn51.ru