По самой северной железной дороге

<p> <p>Его и поездом-то трудно назвать &ndash; обычно к локомотиву цепляют два вагона. Сегодня - &nbsp;всего один. Отправляется с третьей добавочной платформы мурманского вокзала каждый день без пяти три.</p> </p>

 

Его и поездом-то трудно назвать – обычно к локомотиву цепляют два вагона. Сегодня -  всего один. Отправляется с третьей добавочной платформы мурманского вокзала каждый день без пяти три.

Но как в настоящем поезде, тут есть проводники, в титане бурлит кипяток. Белья правда не выдают,  и матрасов нет, да они и не нужны. Пути-то всего от Мурманска до Никеля – восемь часов, подремать можно и с рюкзаком под головой. 

Первая остановка, она называется 1441километр или по другому улица Достоевского. Здесь садятся грибники из южных районов Мурманска. Протискиваются с корзинками 

и рюкзаками. То ли будет на обратном пути, когда корзины  будут полны грибов и ягод.

Кроме дороги из Мурманска в Никель  в Заполярье есть  еще ветка на Таймыре – из Норильска в Дудинку, есть на полуострове Ямал – «Газпром» недавно построил, узкоколейки  на Шпицбергене, но там ходят только товарняки, да вагонетки. А вот пассажирские поезда на 71 широте - только у нас. 

Пассажиров прилично – железнодорожники едут до своих станции, путевые  обходчики, военные добираются  до гарнизонов, но в основном, в эти августовские дни едут грибники. 

Наша проводница всю страну объездила. Но этот маршрут у нее особый, во-первых,  короткий, во-вторых. пассажиры особые. Поездки спокойные, народ если и выпьет в дороге, но все же не буянит. Частенько из Мурманска до своих поселков добираются  немногочисленные местные жители.

Екатерина Сухачёва – ветеран труда, работает на железной дороге, показывает нам удостоверение, к юбилею вручили знак за труд и верность магистрали. Мы проезжаем станцию Пяйве, станция Нял, где она живет будет через полчаса. Живет там всего четыре человека. 

На станции Нял поезда ждут путейцы, встречают  мальчишки, приехали к бабушке на лето – для них приход поезда - событие. Десять минут и снова в путь по тундре, по железной дороге. 

В поезде народ, кто тихо выпивает-закусывает, кто уже дремлет. Кто первый раз в окошко красотами любуется. Вот мурманчанка Светлана в первый раз решила проехаться по этому маршруту. Взяла в дорогу собаку, пусть на свежем воздухе порезвится. 

Моккет  - это Западная лица. Здесь в 20-30-е годы прошлого века проходила старая граница. На восток от Моккета – Советский Союз, на запад – Финляндия, область Петсамо – финские хутора и медно-никелевые рудники. 

Грибника и  охотника Гунари Микасадзе мы встретили на станции Моккет. Грузин, четверть века отходил в моря в Мурманрыбпроме, сейчас на пенсии. Эти тундры его любимые места в Заполярье. 

Поезд дает гудок и поехали дальше. В места, где кроме железных дорог уже нет. 

Природа за окном меняется каждый час. На смену мурманским сопкам приходят  болота. 

Десятки озер, рек и ручьев.  Дорога петляет между ними, одинокий вагон увозит нас в безлюдные края, где медведя или росомаху  можно встретить чаще чем человека. 

Еще час и деревья мельчают, начинается каменная пустыня и Заполярное криволесье.

Луостари. Чем знаменита эта станция? Это гагаринские места, тут проходил службу первый космонавт планеты. А во-вторых, Луостари  - это самая северная в мире железнодорожная станция.

И тут без всяких оговорок – самая северная в мире. Когда-то от Луостари на север тянулась чугунка до порта Лиинахамари, большую ее часть уже разобрали. Ходил один общий вагон в Печенгу, сейчас отменили. А пассажиры вспоминали времена, когда в Москве можно было сесть в поезд и  без пересадки добраться  до Никеля. 

Наш соседи по купе – Наталья и  Николай. Они москвичи, ученые–химики, кандидаты наук. Путешествуют по миру. На велосипедах проехали от Тюмени до Мурманска. Сейчас решили на поезде немного сократить дорогу. В Луостари  наш вагон стоит 20 минут. Есть время на примусе сварить гречку, а путь они держат в  Норвегию и  Швецию.

Час до Никеля. Голая каменная пустыня. Рукотворные горы. Редкие деревца.

 Тяжелая  техника. Вокзал города Заполярного  находится прямо на закрытой территории  

горно-металлургического предприятия. Рядом подземный рудник – «Северный- Глубокий», невдалеке - гигантские карьеры, из которых десятки лет добывали медно-никелевую руду. И где-то здесь, в этих местах расположена самая глубокая дырка в  земле – Кольская сверхглубокая скважина.

Над Заполярным сияет радуга, а на конечный пункт в Никель мы прибываем почти в  полночь. Серые сумерки из-за которых почти ничего  и не видно. Из пассажиров в вагоне только мы, да наши соседи–путешественники. А на перроне нас встречает целое семейство собак – взрослые псины и совсем щенята. Мы скормим остатки жаренной курочки, проводим велосипедистов Наташу и  Николая. И в обратный путь в Мурманск.

Снова промышленный город Заполярный, военный гарнизон Луостари, морошковые места станции Моккет, и грибные плантации станции Нял. Пяйве, Мурмаши – и вот уже и Кольский залив. Такое вот необычное  путешествие по самой северной железной дороге. 

 

 

«Наше утро»

 

Архив новостей

X