«Саамское обозрение»

<p>Сегодня в Мурманской области, согласно переписи населения, проживают около двух тысяч саамов. Эта численность достаточно постоянна &ndash; и не меняется уже многие десятилетия. Хотя интерес у саамской молодежи к своим корням, своей культуре растет.&nbsp;</p>

Сегодня в Мурманской области, согласно переписи населения, проживают около двух тысяч саамов. Эта численность достаточно постоянна – и не меняется уже многие десятилетия. Хотя интерес у саамской молодежи к своим корням, своей культуре растет. 

Ежегодно реализуются мероприятия, направленные на сохранение традиций и обычаев коренных народов Севера, популяризацию самобытной национальной культуры. Ежегодно проводятся национальные праздники, фестивали, выставки, «круглые столы», семинары, конференции.

Основными культурными мероприятиями являются празднование Национального дня саамов - 6 февраля на территориях традиционного проживания коренных народов и ежегодный фестиваль саамской музыки и фестиваль детских и молодежных театрализованных постановок на саамском языке «Моайнас лань - Сказочный город», которые проходят в городе Оленегорске.

Также представители коренного народа, по сложившейся традиции, принимают активное участие в организации областного праздника национальных культур «Фестиваль дружбы», Дня саамского слова, Дня коренных народов мира – 9 августа, Мурманского городского краеведческого фестиваля детского творчества «Чахкли», районного праздника Севера и Дня оленевода, традиционных летних и осенних саамских игр.

Ежегодно в рамках программы, делегация коренного малочисленного народа саами принимает участие в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера», которая проходит в Москве.

Деятельность правительства Мурманской области направлена на реализацию Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации с целью повышения качества жизни, создания условий для обеспечения занятости и улучшения демографических показателей коренных малочисленных народов Российской Федерации, сохранение их культурного развития.

Определенные права и льготы, предоставляемые в настоящее время коренным малочисленным народам Севера, являются важным фактором социальной адаптации к условиям развития Арктики на территории Мурманской области.

Елена Яковлева, президент ассоциации Кольских саамов: «Сегодня очень высоко выросло самосознание саамского народа и детям очень нравится носить свои костюмы, изучать свой язык, песни саамские, они чувствуют себя гордыми, и, конечно же, благодаря тому, что нас поддерживает правительство Российской Федерации, наша страна, и мы растем в ней свободно и гордо».

В Териберке праздник, посвященный международному Дню коренных народов мира, состоялся впервые. Древнее поморское село. Оно было основано в 16 веке. И с тех давних времен тут жили и русские поморы – колонисты, и коренные жители – саами.

Ольга Перепелица: «Были стада оленей у колхоза, колхоз был миллионер. Мои родители, отец мой был пастух-оленевод, а мама чум–работница».

Ольга Андреевна Перепелица родилась в Териберке, тут училась, жила на Украине, а потом снова вернулась на Север. По национальности – саами. Сегодня, говорит она, в селе представителей коренного народа живет человек 10. Но нынешний праздник позволит напомнить историю, когда саами и русские жили по соседству, одни ловили рыбу в море, другие пасли оленей.

Семен Большунов мало того, что знает кильдинский диалект саамского языка, еще и с легкостью общается на северо-норвежском с гостями, приехавшими в Териберку из Каутокейно.

Саамские песни – распевные йойки, танцы – веселые заводные кадрили, ярмарка народных ремесел, мастер-классы резьбы по камню, вышивке, шаманские камлания, соревнования по стрельбе из арбалета – все это большой праздник. Еще год назад ничего подобного в Териберке не проводилось. Этим летом все изменилось.

Кроме саамских творческих коллективов в Териберку на праздник приехали представители других народов, проживающих в Мурманской области – украинцы и башкиры, молдаване и белорусы.

Большие игры малого народа. Саамские состязания в Лопарской проводятся вот уже два десятка лет. Заарканить оленя, поймать рыбу на банку, заарканить оленя, поймать рыбу на банку и посостязаться в меткости в стрельбе из арбалета. Но в центре внимания – женский футбол.

Красные юбки против синих! Саамский футбол в длинных платьях – для зрителей – забавное шоу, для участниц – соревнование с накалом страстей! Запутываясь в подоле платья, девушкам нужно было вывести мяч в ворота. Победный гол забила команда красных из города Кола.

А в таком в футбол не поиграешь – это праздничный костюм. Платье юппа, головной убор – шамшура, на ногах – летний вариант саамской обуви – каньги, носить их можно и зимой, прикрепляя к лыжам или легкоступам.

Алла Васильева свой наряд «от» и «до» сшила сама по всем правилам саамского костюма. Кроме этого, учит детей саамскому языку, руководит этническим ансамблем «Елле». Говорить, петь и выглядеть как саами – не творческое увлечение, а семейная история.

Алла Васильева: «Я вообще Алечка, но на саамском Нита, Нитушка. Нитпяка – это когда она сердилась на меня, когда я что-то натворю. Наша группа она вся говорит на саамском языке, мы понимаем о чём мы поём. Моя мама и тётушки все говорили: знать знают, но не говорят, потому что у меня муж русский».

Большинство Кольских саамов говорят на русском, но при этом родной саамский не забывают, более того, всеми силами стараются сохранить его. Саамская кровь течет в жилах многих на Кольском Севере, но все-таки выучить с нуля язык не так просто.

В целях сохранения саамского языка в Мурманской области ежегодно издается художественная литература, учебно-методические материалы на саамскую тематику, выпускаются циклы теле- и радиопередач на саамском и русском языках, компакт диски. В период с 2007 по 2014 год издано 25 литературных произведений, в том числе учебно-дидактических материалов, общим тиражом более 18 тысяч экземпляров.

Роза Ивановна Яковлева, коренная жительница поморской земли и преподаватель саамского языка. На родном диалекте составила несколько обучающих книг. А 19 лет назад, именно она провела первые игры в селе Лопарская, рассказала – как развлекаться по-саамски. Тогда – возродила, а сейчас вместе с внучкой пытаются сохранить.

Сейчас родовая община «Лопарская» разрабатывает большой проект по развитию культуры малочисленного народа. Речь идёт о создании комплекса, в котором можно будет посмотреть как в природе живут олени, отведать национальные саамские блюда , словом, приобщиться к исчезающим традициям и попробовать пожить саамской жизнью.

Полина Харыбина, представитель родовой общины «Лопарская»: «Популяцию традиционных видов саамской культуры, жизни. Пропаганду языка, чтобы сохранить, то что в какое-то время было утрачено. И чтобы это никуда не ушло, и не приходилось учить заново. Хотя, вот, если бабушка с рождения знает, то нам приходится учить».

В перерыве саамских стартов каждый мог отведать ароматную саамскую уху или приобрести пимы из оленьего меха, украшения из оленей кости. На торговых рядах можно было найти даже шаманский бубен.

Оксана Сооб: «У шамана была типа такой штучки, лягушки. Он её клал на бубен, начинал по нему стучать и с ним разговаривать. Лягушка, видите, она прыгала. И по движению этой лягушки он рассказывал, куда нужно идти».

Шаманские бубны на село Лопарская. Как минимум раз в году малый народ объединяется в одну дружную семью и дарит всем, кто интересуется историей родного края, вот такой замечательный праздник.

Андрей Агеев, председатель саамского собрания «Самъ Соббар»: «Я считаю, что мы, каждый в отдельности обязаны работать над тем, чтобы сохранять и преумножать культуру саамов».

Но прикоснуться к культуре саамов северяне могут в любой уик-энд. Уже 12 лет представители коренных малочисленных народов Севера развивают этнотуризм. Иван Головин – председатель территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами «Самь-Сыйт».

Тысячи людей посещают комплекс только за один сезон. Катание на оленьих упряжках, рыбалка, игры, но гостям интересны не только развлечения.

Иван Головин, председатель территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами «Самь-Сыйт»: «Практика показала, что процентов восемьдесят говорят: как так? Мы живём в родном крае и столько не знаем об истории. Мы не просто работаем с людьми, что запустили и ходите, смотрите. Мы приглашаем людей, и всё это время с ними работаем. Рассказываем о быте, культуре, истории, оленеводстве. Даём информацию из первых рук. У нас все, кто касается проведением экскурсий – 100% саами».

На современных саами прогресс не влияет. Как и их предки они занимаются традиционными промыслами – охотой, рыболовством, оленеводством в отдаленных сёлах Кольского полуострова.

Традиционное саамское рыболовство в посёлке Умба развивается с 2003 года. До того года, не было ни нормативной базы, ни правил – где ловить рыбу саамам, чем и сколько. Сейчас, представителям Совета удалось добиться обозначения границ для ловли в прибрежных водах Белого моря и озёрах Терского района.

В этом году были впервые официально оформленные два участка для рыболовства. Ближайшие 10 лет саамские общины могут законно заниматься промысловой деятельностью. Главное, говорит Константин Миронов, наладить диалог между саами и Правительством области.

Константин Миронов, председатель Совета представителей коренного малочисленного народа Севера при Правительстве Мурманской области: «Это фундамент жизни. Не только морское, но и озерное. Это рацион питания. Во-вторых, это как стержень, вокруг которого крутится жизнь. Оленеводство и рыболовство – два основополагающих столба традиционной жизни. Это чувствовать воду, чувствовать погоду, рыбу. Не просто пошёл и поймал. Это культовый обряд».

Культура, как растение – это не только ветви, но и корни. Сохранить, не дать погибнуть – за это сейчас радеют немногочисленные представители уникального этнического народа. И на уровне правительства, и, развивая туристическую деятельность. И, хочется верить, что эра солнечного народа не канет в лету.

Архив новостей

X